Интервью с сотрудниками Beeline Business: Марат Аукетаев о цифровизации ЖКХ
Когда речь идет о цифровизации, мало кто сразу думает о том, что она может коснуться именно этой сферы. Однако уже сегодня мы можем говорить о том, что современные технологии добрались и до ЖКХ. О том, какие цифровые решения внедряют сегодня в сфере ЖКХ, и как обстоят дела с цифровизацией этой сферы в Казахстане, рассказывает эксперт Beeline Business Марат Аукетаев.
BF: Зачем отрасли ЖКХ нужна цифровизация?
М: Основная причина – экономия потребляемых ресурсов. Если взять средние официальные показатели, которые существуют у нас, причем не только в Казахстане, но и в СНГ, то потери воды часто доходят до 50 процентов. Это при распределении до конечного потребителя. Если мы говорим про газ – то до 40 процентов, по электроэнергии потери составляют до 15 процентов. Как раз здесь и помогает цифровизация – оптимизировать расходы ресурсов.
BF: Можно ли говорить о том, что цифровизация – это новый тренд, который скоро охватит не только ЖКХ, но и все сферы нашей жизни.
М: Цифровизация ранее называлась автоматизацией, и существует она по сути давно, особенно в сфере ЖКХ. Если говорить применительно к технологиям передачи данных с различных точек учета (водопотребление, электроэнергия), то данные технологии, в том числе беспроводные сотовые технологии, использовались уже давно. Речь идет о сим-картах, которые передавали данные с трансформаторных подстанций, узловых объектов, газораспределительных пунктов, общедомовых точек учета потребления воды и других подобных объектов.
BF: Созданы ли в сфере ЖКХ достаточные условия для цифровизации с учетом того, что в самой сфере есть проблемы, которые стоит учитывать?
М: Есть, конечно же, вопросы, которые требуют очень глубокой трансформации. Мы сейчас говорим о своеобразной «технологичной сетке», которая набрасывается на сферу ЖКХ, и «сетка» эта является своего рода первым шагом на пути к более глобальным переменам. И даже с учетом того, что мы работаем с системой ЖКХ, которая была сформирована много десятилетий назад и на 80 процентов состоит из коммуникаций, которые были установлены в те же далекие времена, можно говорить о том, что мы можем делать первые шаги для улучшения ситуации.
Если на существующую систему установить датчики, то мы сможем управлять режимами работы разных узлов, чтобы не заводить их параметры за критические. Здесь также речь идет о том, что степень изношенности сетей достаточно высокая – как раз здесь и включается цифровизация, поскольку помогает контролировать расход ресурсов.
BF: Давайте поговорим об умных счетчиках и умных приборах учета. Насколько я понимаю, многие уже ими пользуются?
М: С каждым годом счетчики становятся все «умнее». Это стало происходить у нас в Казахстане примерно с 2017 года, когда начали появляться первые приборы учета, в частности умные счетчики воды с беспроводной передачей данных. И если совсем недавно основная задача таких приборов состояла в обычной отправке данных, что делалось для автоматизации труда контролеров, то сегодня с помощью умных счетчиков можно решать и другие вопросы. Например, если потребитель недобросовестный и не оплатил услуги ЖКХ, то для отключения подачи воды не нужно ехать на место, достаточно сделать это удаленно путем нажатия кнопки в интерфейсе. Такие счетчики уже внедряются в некоторых регионах Казахстана.
BF: Существуют ли какие-либо сложности при внедрении цифровых решений в ЖКХ?
М: Есть некоторые барьеры, и мы сейчас говорим о несовершенстве законодательной базы, которые на данный момент находятся на стадии решения – все заинтересованные организации вносят свои предложения, и думаю, что в ближайшее время этот барьер будет пройден. Также существуют некоторые технологические ограничения – пока нельзя говорить о полной доступности для населения умных счетчиков учета. Не стоит забывать и о социальном аспекте, а именно неготовности самих граждан к цифровизации.
BF: Выгодна ли цифровизации потребителю и в целом отрасли ЖКХ?
М: Цифровизация в первую очередь нужна государству. С точки зрения управления экономикой и природными ресурсами, когда мы понимаем, что они постепенно иссякают, и, как следствие, появляется необходимость их экономного расходования. Другими словами, цифровизация позволяет бережно относиться к ресурсам и уменьшать их потери. Если мы говорим о потребителе, то это возможность сбора информации и анализа с целью разработки еще более эффективных приложений для экономии ресурсов.
BF: Можно ли сейчас на данном этапе охватить все регионы Казахстана и внедрить эти цифровые решения?
М: Конечно, цифровизация более доступна большим городам и областным центрам, но тем не менее цифровые беспроводные сети связи распространены на данный момент везде. Сотовые операторы отчитываются, что покрытие приближается к 100 процентам. Используя обычные сети сотовой связи, можно ставить датчики и приборы, которые позволяют контролировать сети, в том числе в сельских районах. Единственный нюанс состоит в принятии решений со стороны ресурсных организаций.
BF: Какие технологии используются для внедрения цифровых решений в сфере ЖКХ?
М: В Казахстане разработаны национальные стандарты в области интернета вещей по передаче данных, среди них есть NB-IoT. Именно эту технологию развивает Beeline Business. Сейчас в данной сети используется более 100 тысяч приборов на коммерческой основе, в основном счетчики газа и воды.
BF: Что происходит с сигналом, и теряются ли данные, если счетчики устанавливать в подвалах и помещениях подобного рода?
М: Умные счетчики и датчики могут работать даже в экстремальных условиях, речь идет не только о высоких температурах, но и о погружении в воду. Другими словами, умные приборы учета могут работать даже из-под воды и вытаскивать сигнал. Кроме того, приборы учета накапливают архив данных. И если не получилось передать данные сразу, то уже после получения лучшего сигнала информация попадает на сервер.
BF: Сейчас говорят о том, что цифровизация в будущем поможет экономике, так ли это?
М: В целом да. Ведь контролируя легче управлять. Здесь речь идет о том, что можно вовремя обнаружить потери, причем связано это как с чрезвычайными ситуациями (авариями и т.п.), так и с коммерческими потерями, которые происходят в том числе при хищении или отмотке приборов. Контролируя эти моменты, можно повлиять на устранение этих факторов и причин. Накопление таких данных позволяет прогнозировать аварийные ситуации, чтобы заблаговременно производить техническое обслуживание и даже предсказывать, когда произойдет авария.
BF: Как изменится качество обслуживания в сфере ЖКХ и можно ли прогнозировать глобальную трансформацию этого направления?
М: Цифровизация поможет контролировать потребление ресурсов, прогнозировать аварии, а также следить за производственными показателями, которые напрямую влияют на качество оказываемых услуг.
BF: Возможен ли сервис в сфере ЖКХ на уровне «одного клика», когда не нужно ездить по учреждениям и подписывать горы документов?
М: Такие системы уже внедряются. Это приложения, которые разрабатываются для обслуживания каждого конкретного дома. Также сегодня существуют компании, разрабатывающие решения для отслеживания деятельности контролеров.
BF: Можно ли цифровизацию ЖКХ назвать шагом на пути к созданию системы умного города?
М: Конечно же да, умное ЖКХ лежит в основе развития концепции Smart City, которая охватывает разные сферы жизни, в том числе те, которые касаются безопасности, коммуникации с гражданами, образования, здравоохранения и ЖКХ. Основная цель в пределах ЖКХ – уменьшение потерь ресурсов.
Полное интервью с нашим экспертом можно прослушать здесь:
https://podcasters.spotify.com/pod/show/beelinebusiness/episodes/ep-e23hdrk/a-a9phoq3