Как фермер в ЗКО использует смартфоны для выпаса скота
Знакомьтесь, это Саян — фермер из Бокейординского района Западно-Казахстанской области. Фермером Саян стал не сразу. Школа, колледж и около 7 лет в технической поддержке разных финтех компаниях сформировали неплохой технический бэкграунд. Но потребность в помощи на животноводческом хозяйстве родителей в поселке Хан Ордасы, что в 600 километрах от Уральска, заставила Саяна вернуться. С этого момента и началось его погружение в работу фермера. В этом материале рассказываем историю Саяна, у которого получилось самостоятельно внедрить в работу самые разные технологии, которые по сей день помогают ему.
К моменту возвращения в родной дом я не разбирался в животноводстве, не умел водить машину, а к лошади вообще не знал, с какой стороны подойти. Фермер из меня был так себе. Пришлось учиться с нуля. Я приехал в самый разгар лета, когда начался сенокос. Отец постоянно был на пастбище, готовил корма на зиму, а меня оставили на произвол судьбы с животными. Мои задачи включали в себя поение коров и лошадей, выпас овец. Я вынужден был просыпаться рано утром, чтобы начинать выпас. Ближе к полудню я возвращался на ферму, чтобы напоить остальных животных. Для меня это было очень тяжело.
Чтобы облегчить и оптимизировать эту работу я решил использовать обычный смартфон. Дома лежал старый телефон со сломанным микрофоном, а в остальном все работало нормально. Настроил на нем передачу геоданных, сшил из старой перчатки сварщика чехол-ошейник и повесил этот телефон на козу. Ситуация значительно поменялась. В 5 утра я выпускал овец на пастбища и шел дальше спать. К 9 часам проверял местоположение отары и спал дальше. После пробуждения я не спеша поил коров и лошадей, занимался другими делами. Так я смог избавится от необходимости присутствовать с отарой во время выпаса. За сезон я потерял всего двух овец, но сэкономил личное и рабочее время, ну и деньги. Суть этого подхода заключалась в том, что за реальным местоположением отары я следил в Google Картах со своего смартфона. Данные о местоположении смартфона на козе передавались в реальном времени. Также я установил на смартфон козы приложение Геотрекер, которое записывало маршрут движения отары во время выпаса. Если кто-то отбивался, то я ехал по этому маршруту и находил всех отбившихся. Кстати, так я научился водить машину.
В работе оставалось самое легкое — поить коров и лошадей. Но совсем скоро появилось понимание другой проблемы — мы не знали точного количества голов скота на ферме. На тот момент их было около 120. Чтобы получить точное количество весь скот нужно было помещать в загон, а это серьезный стресс для животных. У некоторых коров случались выкидыши. В денежном эквиваленте это потеря около 150 000 тенге. Количество животных постоянно меняется: одни умирают, другие рождаются, третьих мы продаем, а четвертых приводят к нам на выпас. Мы вели устный учет и при таком подходе понять кто есть кто просто невозможно. Справиться с проблемой помогли другие фермеры. Я не смог наладить близкое общение со старыми друзьями и знакомыми в ауле, поэтому своими мыслями и идеями делился в Facebook. Там я познакомился с представителями ассоциации породы Ангус, которые подарили мне американские ушные бирки. Они отлично держались на животных и на них можно было нанести текст.
Наличие бирок привело меня к мысли о том, что нужно какое-то электронное решение для учета животных. Что-то вроде переклички в школе, когда видишь животное и ставишь галочку о его наличии, а оно пропадает из списка. Я не стал писать программу с нуля, а использовал платформу Appsheet. Это no-code инструмент, которые не требует создания программного кода, подключения модулей, баз данных и серверов. Здесь все гораздо проще. Обо всем этом я писал в Facebook и чуть позже стал развивать свою Instagram страницу. Вместе с другими фермерами, с которыми я общался в социальных сетях, мы назвали платформу для учета животных Sanamal. Сана на казахском ум, цифры, цифровой, а мал — скот.
В Sanamal можно вести учет двумя способами: ручной и с помощью RFID меток. Я пользуюсь ручным: когда животные приходят на водопой, то с расстояния 3-4 метров я вижу данные на ушной бирке, ввожу их в поиск и отмечаю наличие животного. Если из 200 голов не хватает нескольких животных, то приложение покажет информацию по ним с полным описанием. Когда ищешь коров с точным описанием, то они очень просто находятся. С этим приложением мы ведем учет без стресса для животных и самих себя.
Животных нужно вакцинировать, обрабатывать, поддерживать состояние их здоровья и защищать от болезней. Процесс вакцинации я тоже цифровизовал и оптимизировал. Раньше, чтобы вакцинировать животных нужно было гнать всех животных в загон, отыскивать недостающих на пастбищах, звать на помощь еще 5-6 человек. Был высок риск того, что какое-то животное останется без вакцины, а это может привести к тому, что оно заболеет и заразит других животных. Поэтому мы решили оградить водопой и сделать узкий выход из него, в котором и вакцинируем животных. В Sanamal я настроил функцию, которая в один клик добавляет информацию о времени и типе вакцинации животного. Теперь в период вакцинации я стою у водопоя и самостоятельно закрываю весь процесс. Кстати, это решение с оградой водопоя помогло разделять лошадей и создавать новые табуны.
На одном из форумов по сельскому хозяйству я узнал о компании АкТеп — крупное хозяйство, которое на тот момент имело более 16 000 голов скота. Нурлан Сангалин, ее руководитель, сказал: «Для многих семейных ферм скотоводство является просто образом жизни». Действительно, ведь мы не относились к нашему делу как к бизнесу и не считали рентабельность нашей фермы. Эта мысль привела меня и к учету смертности в Sanamal. Я стал фиксировать умерших коров, расставлять им статусы и дифференцировать имеющихся. Таким образом я стал определять продуктивных животных. Записи в Sanamal я веду уже третий год. Сейчас на нашей ферме маточное поголовье насчитывает 100 коров. 30 из них непродуктивны: у 22 по различным причинам умерли телята, а 8 вообще не дали приплода. Сгруппировав смертность телят по типам я нормализовал процесс вакцинации для 22 коров, а остальные 8 забраковал и вместо них купил новых коров.
Обращать на это внимание очень важно, потому что это потеря дохода. Содержание одной головы на нашей ферме стоит 15 000 тенге в год. 30 непродуктивных голов обходятся в 450 000 тенге, плюс моя зарплата по минимальной ставке. Итого около 510 000 ежегодно мы тратили на непродуктивных коров. Получалось так, что мы работали на них, а не они на нас. А сколько еще до меня на них работал мой отец посчитать вообще сложно. С помощью полученных данных за длительный период я смог определить периоды времени, когда смертность самая высокая.
Вообще, я понял, что отел коров у нас продолжается на протяжении всего года. Летом, когда мы на сенокосе — коровы телятся и некоторые теряют своих телят. Осенью, когда мы заняты ремонтными и строительными работами — коровы телятся теряют телят. Зимой, в сложных и холодных погодных условиях — коровы телятся и теряют телят. Это происходит круглый год — 100 голов телятся в разное время и делают из нас самых настоящих рабов.
Понимание всей неправильности этой ситуации привело меня к мысли о том, что необходимо создавать сезон отела. Сейчас я планирую сделать это с помощью арендных быков из откормочной площадки ТЕРРА. Так все наши коровы смогут отелиться в течение 60 дней. По моим подсчетам при получении телят от 70% коров мы сможем нарастить стадо до 200 голов к 2025 году и увеличить чистую прибыль от маточного поголовья до 1,4 млн тенге. Это важные цели для меня, потому что хочу иметь возможность отдыхать и делать любимое дело одновременно, свозить маму в Европу и обновить отцу его старый автомобиль.
За три года использования Sanamal я многое понял в животноводстве. Сейчас это приложение по сути является полноценной платформой на казахском языке для управления фермой. У меня нет специального образования. В этой связи без лишних преувеличений стоит отметить роль Beeline в моей истории. Базовая станция этого сотового оператора — единственная в нашем ауле. Благодаря стабильному доступу в интернет я смог создать Sanamal, много читать об опыте других ферм, подтянул английский и учился у американских фермеров, которые считаются лучшими в области производства говядины. Из обычного желания помочь родителям, животноводство переросло во что-то значительно большее, чем просто помощь. Но технологии не стоят на месте, поэтому дальше будет только лучше.
Мы искренне благодарны Саяну за его историю и инициативы. Если вы хотите познакомиться с Саяном ближе и узнать больше о его опыте, то пишите ему на Facebook. А на нашем официальном сайте вы можете узнать о том, какие решение мы предлагаем в области интернета вещей для сельского хозяйства.