Как финансовым учреждениям защититься от мошенников
От финансового мошенничества никто не защищен настолько, насколько эту защиту могут обеспечить сами финансовые учреждения, знания и бдительность людей. Сообразительность мошенников удивляет — кажется, что защититься от них невозможно совсем. Так и есть — 100% защиты от финансового мошенничества еще не придумали, потому что новые способы обмана изобретаются чуть ли не каждый день. А вот сократить мошеннические операции в финансовых учреждениях все же можно — с помощью технологий.
Оставим в тайне настоящие имена и представим Асель. Это реальный человек, жительница Алматы, которой потребовалось продать свой старый ноутбук на одной из популярных торговых площадок. Покупатель нашелся быстро, и предложил Асель сразу перевести оплату на карту. Она предоставила данные карты и получила перевод двумя разными транзакциями. Но сделка сорвалась. Через час покупатель попросил вернуть деньги на его карту, потому что попал в ДТП и нужно возместить ущерб. Асель вернула деньги и продолжила продажу ноутбука.
Через какое-то время Асель решила оформить покупку в рассрочку, но банк ей в этом отказал. Коллеги порекомендовали проверить персональную кредитную историю. Справка из кредитного бюро повергла ее в шок — на ее имя было оформлено два кредита, по которым уже имелась просроченная задолженность. Эти кредиты Асель не оформляла. Они были оформлены мошенником, который когда-то «намеревался» купить у нее ноутбук. Мошенник попросил микрокредитную компанию перевести средства на карту Асель, что для нее выглядело, как перевод от покупателя. Затем мошенник инсцинировал ситуацию с ДТП, чтобы Асель перевела полученные деньги ему. Таким образом сработала схема по выводу средств. В микрокредитной компании Асель посоветовали обратиться с заявлением в полицию. Опасаясь, что разбирательства затянутся, Асель решила погасить просроченные кредиты самостоятельно.
Одна из причин, по которым процветают этот и другие виды мошенничества — недостаточно достоверные сведения о заемщике и отсутствие проверки сообщаемых заемщиком данных. Избежать подобных ситуаций микрокредитные организации могли бы с помощью услуг верификации. Это ситуация, когда компания прибегает к помощи сотового оператора для проверки намерений заемщика получить займ. МКО направляет сотовому оператору данные заемщика из заявки. На указанный в заявке номер телефона приходит SMS сообщение с кодом, через который заемщик подтверждает, что процедуру оформления займа осуществляет именно он. По другим данным из заявки сотовый оператор выставляет заемщику своего рода оценку. Именно эту оценку МКО получает от сотового оператора. Чем выше оценка, тем больше вероятность того, что заемщик вернет займ согласно условиям его предоставления. Таким образом, МКО бережет свои средства, которые вернуть достаточно сложно, сотовый оператор не предоставляет никаких данных о своих абонентах и лишь передает в МКО рекомендацию отказать или выдать кредит, а ничего не подозревающие «заемщики», такие как Асель, защищены от мошенников.
Услуга верификации от Beeline уже давно доступна для финансовых учреждений Казахстана. С ее помощью можно значительно снизить риски мошенничества и увеличить доверие к финансовым учреждениям среди заемщиков.