Как развивается Интернет вещей в Казахстане: обзор интервью с Русланом Ильницким
23 октября в прямом эфире радиостанции Business FM директор по развитию новых направлений Beeline Business, Руслан Ильницкий, рассказал о состоянии развития Интернета вещей в Казахстане. Полную запись эфира можно посмотреть в видео, а в самом материале публикуем основные тезисы из интервью.
Устройства, которые могут самостоятельно выходить в интернет, стали выделять в отдельную категорию в конце 90-х годов. Сотрудник Массачусетского технологического института (MIT) предложил использовать RFID метки для оптимизации поставок товаров крупной производственной компании. Тогда и появилось название «Интернет вещей». К 2009 году число устройств, которые способны выходить в интернет самостоятельно, сравнялось с мировой численностью населения, а сейчас по разным оценкам это количество составляет от 21 до 26 миллиардов штук.
Устройства, которые относятся к интернету вещей, способны самостоятельно передавать в сеть фиксируемые ими данные. Самым популярные в мире устройства, которые передают данные через интернет — GPS трекеры, установленные в транспорте. Компания IoT Analytics сообщает, что такая технология используется в 74% городов, охваченных проведенным исследованием. Такие устройства относятся к категории постоянно подключенных к сети, то есть их главная функция — передавать данные в режиме реального времени. Есть и вторая категория, когда устройство передает данные через установленный интервал. Например, умные счетчики газа, электричества или воды. Таких устройств больше и они потребляют меньше трафика, потому что данные имеют небольшой объем и затрачивают меньше энергии. В среднем, обычной батарейки достаточно для 10 лет работы умного счетчика.
В Казахстане именно умные счетчики являются наиболее популярным устройством из разряда интернета вещей. Они используются жилищно-коммунальными хозяйствами. В коммерческом формате умные счетчики используются муниципальной газовой компанией в городе Шымкент. Единая база данных сохраняет показания счетчиков и передает их в биллинг-центр компании, после чего выставляются счета потребителям. Передача данных осуществляется через SIM-карты, которые предоставляет компания Beeline. Именно сотовые операторы и выступают двигателем развития интернета вещей во всем мире, потому обладают уже созданной инфраструктурой для работы умных подключенных устройств.
Подключить к сети можно практически любое устройство. Например, чайник можно подключить к «умной» розетке, которая включит его по сигналу со смартфона. Поэтому в Beeline стараются создать условия для закрытия самых претенциозных потребностей бизнеса. Готовые решения способны удовлетворять 80% запросов, а остальные 20% в компании подстраивают под специфику бизнеса. Поэтому штат Beeline на 30% состоит из IT специалистов.
В сельском хозяйстве компания Beeline способна закрывать потребности как в области растениеводства, так и в области животноводства. Проводя спутниковую съемку полей, сельхоз работники получают данные о толщине снежного покрова на конкретных участках, чтобы определить влияние на влажность почвы и созревание урожая в дальнейшем. Эти данные фермеры могут использовать для планирования работ по удобрению и орошению полей, что в конечном итоге влияет на прибыльность фермерских хозяйств. Для сферы животноводства мы можем предлагать установку трекеров на животных, имеющихся у хозяйства. Трекеры определяют местоположение животных, состояние здоровья и уровень утомленности. Они безболезненно устанавливаются на шею или конечности и могут работать до года от аккумулятора.
Еще одним перспективным направлением для Казахстана является мониторинг автомобилей. Услуга Beeline Connect позволяет не просто отслеживать местоположение автомобилей, но также фиксирует ДТП и распознает стиль вождения водителя. Для мониторинга необходимо установить «черный ящик» под капот. Данные с этого датчика могут использовать компании, у которых есть свой собственный автопарк. Они помогут отследить аккуратность эксплуатации корпоративного транспорта. Страховые компании могут использовать данные с трекера для минимизации выплат за мошеннически спланированные ДТП. Автопарки такси или каршеринга могут создавать рейтинги водителей и в случае с такси премировать водителей за безопасное вождение, а в случае с каршерингом — снижать стоимость услуг за высокий рейтинг.
Интернет вещей можно распространять на промышленность, чтобы контролировать данные по добыче сырья, на отслеживание передвижения персонала в опасных условиях работы, и в многих других сферах. Все это предоставляет бизнесу компания Beeline. О каждом направлении Beeline Business можно узнать на официальном сайтенаправления.