January 21, 2021

Как пандемия породила новую волну автоматизации процессов

Автоматизация внутренних процессов компании это действенный способ сократить сроки выполнения задач, а значит ускориться в развитии. Пандемия дала отличный толчок развитию этих технологий. В статье Уилла Найта о том, как пандемия породила новую волну автоматизации процессов, приводится ряд примеров компаний и исследований, которые лишний раз доказывают необходимость автоматизировать процессы с помощью программных роботов и технологий RPA. Чтобы и вы убедились в этой необходимости, приводим адаптированный перевод статьи, опубликованной в декабре 2020 года в журнале Wired.

В ноябре 2020 года фармацевтическая компания Takeda начала набор пациентов для клинических испытаний нового способа лечения COVID-19, который основывается на введении в кровь зараженных вирусом антител, полученных у вылечившихся пациентов. Подобные испытания требуют собрать большое количество информации о пациентах, определить, подходят ли они для испытаний и привести в порядок все документы каждого из них. Работа с документами занимает много времени, которого в разгар COVID-19 особо и нет. Поэтому в Takeda использовали программное обеспечение, которое автоматически открывало полученные от пациентов файлы, копировало оттуда нужные данные и самостоятельно вставляло их в нужные поля медицинских документов компании. В результате недели бумажной работы превратились в несколько дней.

Этот подход к автоматизации процессов или RPA в Takeda начали тестировать еще до пандемии. Решение основывается на программном обеспечении компании UiPath, которая специализируется на RPA. По словам Кайла Казина, главы отдела цифровых услуг компании, уже тогда в этом решении видели огромную ценность. А с появлением COVID-19 в отделе сказали: «Хорошо, мы можем ускорить процесс поиска необходимых медикаментов и быстрее проводить все подготовительные работы с пациентами».

На волне успеха в Takeda выходят на новый уровень автоматизации и планируют обучить тысячи сотрудников компании самостоятельно создавать программных роботов для своих нужд. Недавно в компании провели успешный пилотный проект с 22 сотрудниками. По оценкам этот подход может автоматизировать около 4,6 миллионов часов офисной работы, что эквивалентно примерно 2000 сотрудников, занятых полную рабочую неделю. При этом в Takeda не относятся к этой технологии, как к замене человеческих кадров. Кайл Казин сообщает, что целью внедрения RPA является повышение производительности и с внедрением автоматизации число нанятых сотрудников наоборот увеличилось.

Несмотря на пристальное внимание к искусственному интеллекту и машинному обучению, для многих компаний лучшим способом автоматизации процессов является самая обычная автоматизация работы программного обеспечения. Пример Takeda демонстрирует, как можно автоматизировать процессы без серьезных вложений в развитие программных продуктов и не обращать внимание на актуальность программного обеспечения, которое используется в работе компании. RPA пусть и не настолько умная система, как AI и ML, но при этом не прихотливая и результативная. До тех пор пока в работе используется компьютерная мышь, процессы можно автоматизировать.

Об обширном распространении автоматизации делопроизводства говорить однозначно пока не приходится. Одни исследования доказывают, что бесконечный поток офисной работы уже максимально готов для автоматизации, которая повлияет на трудоустройство сотрудников, а другие говорят только о рутинных процессах, которые скорее приведут компании к отказу от аутсорсинга, нежели от своих сотрудников.

Обращение к автоматизации многими компаниями демонстрирует и увеличение числа пользователей продуктов компании UiPath. В первом квартале 2020 года появилось 836 новых клиентов, что вдвое больше, чем прирост в течение всего 2019 года. Среди клиентов есть и страховые компании, которые внедрили RPA, чтобы справляться с резким увеличением обращений по случаю заболевания COVID-19. Увеличилось и число компаний, которые занимаются доставкой. Они используют RPA для оптимизации и ускорения процесса найма новых курьеров. Экономический кризис, вызванный пандемией, продолжит развивать эту тенденцию, потому что компании стремятся стать компактнее, но при этом конкурентоспособнее.

«Я не знаю людей, которые не используют инструменты автоматизации для повышения конкурентоспособности и устойчивости», — говорит Морин Флеминг, аналитик IDC (International Data Corporation, международная исследовательская и консалтинговая компания), которая следит за развитием программной автоматизации. По ее мнению, с восстановлением экономики многие компании вернутся к прежнему ведению дел, но еще больше сохранят и даже увеличат количество программных роботов в своей деятельности.

Переход на удаленный формат работы тоже дает возможность для переосмысления операционной деятельности и обращает внимание на автоматизацию задач. Макс Манчини, исполнительный вице-президент Automation Anywhere, другой ведущей RPA-компании, рассказывает об одной из авиакомпаний, которая внедрила программных роботов, чтобы вовремя обрабатывать резкое увеличение возвратов авиабилетов. Они сделали это через автоматизацию ввода данных пассажиров, который ранее осуществлялся вручную. В условиях большого количества сотрудников, которые работают удаленно, подобная автоматизация еще более необходима.

В отчете консалтинговой и исследовательской компании Forrester внимание акцентируется на торговых и производственных компаниях, которым следует обратить внимание на автоматизацию процессов в цепочке поставок. И компании не заставили долго ждать. В начале 2020 года многие экспортеры Китая практически прекратили свою деятельность, а компания Accenture разработала способ поиска альтернативных предложений для своих покупателей. Программный робот с помощью алгоритма обработки естественного языка осуществляет поиск в интернете и находит действующих поставщиков, продукты которых соответствуют запросам клиентов Accenture. В течение 2020 года цепочка поставок разных компаний вышла на относительно устойчивый уровень, но может быть снова нарушена. Поэтому инструмент Accenture может приобрести еще большую ценность и для других компаний.

Увеличение спроса на автоматизацию процессов станет проверкой для индустрии искусственного интеллекта. Спустя многие годы ажиотажа вокруг AI, COVID-19 заставил многие пострадавшие компании пересмотреть свою инвестиционную политику в этом направлении. Например, Uber заявила, что прекратит работу исследовательской лаборатории AI для сокращения затрат компании. При этом стремясь выполнять больше задач при меньших вложениях, компании так или иначе обратят внимание на на простые, но эффективные приложения для автоматизации.

Более того, к автоматизации прибегают и те компании, которые выиграли в период пандемии и кризиса. Еще год назад в компании Genpak, которая производит упаковку для еды на вынос, несколько менеджеров обрабатывали заказы вручную. Затем в компании использовать технологии сервиса Conexiom, чтобы автоматически преобразовывать неструктурированные данные из заказов в цифровые записи. И это серьезно помогло справиться с увеличение заказов в период пандемии. «Если бы подобные объемы заказов были год назад, когда мы все обрабатывали вручную, то мы бы спотыкались сами об себя», — говорит Дарлин Бардин, директор по обслуживанию клиентов в Genpak.

Но в целом идея RPA не нова. Десятилетиями автоматизация достигалась путем использования «макросов» в программах обработки текстов и электронных таблиц. Универсальный софт для автоматизации получил развитие в начале прошлого десятилетия. Сейчас же отрасль движется в своем развитии по впечатляющей траектории. По данным консалтинговой компании Grand View Research из февральского отчета продажи программного обеспечения для автоматизации процессов в 2019 году составили 1,1 млрд долларов США, а с 2020 по 2027 они будут увеличиваться на 33,6% ежегодно.

В отчете Grand View Research указаны данные о мировых продажах ПО для автоматизации. В Казахстане же RPA только начинает развиваться. Одним из основных интеграторов программных роботов в операционную деятельность компаний является компания Beeline. Первыми клиентами продукта RooBee стали сотрудники Beeline, которые с помощью роботов уже экономят до 84 000 часов. Если и в вашей компании есть рутинные и повторяющиеся процессы, то их можно и нужно автоматизировать. Это высвободит время ваших сотрудников, которое они смогут использовать для выполнения более сложных задач и собственного развития. Подробнее о внедрении инструментов роботизации процессов узнавайте на официальном сайте проекта RooBee.