Умные города будущего: 7 принципов, которым следуют успешные города
Не перестаем говорить о значимости развития умных городов. Технологии значительно улучшают жизнь в городе и способствуют его развитию. Но чтобы уверенно двигаться к повсеместному развитию умных городов, нужно следовать определенным принципам. В этом материале приводим перевод статьи, в которой описаны 7 принципов, которым следуют города, успешно создающие умную инфраструктуру.
Вы бы вероятнее всего удивились, если 20 лет назад вам сказали, что в будущем городская инфраструктура будет включать в себя умные мусорные баки, автоматизированное уличное освещение и зарядные станции для электромобилей на парковках.
Как бы безумно это ни звучало тогда, эти технологии уже вписаны в городской ландшафт во многих странах. Мусорные баки с датчиками заполняемости установлены в Праге, Манчестере и Мельбурне. Майами, Эдинбург и Джакарта могут похвастаться умным уличным освещением. Жители Лос-Анджелеса, Гамбурга и Пекина заряжают свои электрические автомобили прямо на парковках.
При этом все это лишь зачаточное состояние развития умных городов. Потому что развиваются и распространяются технологии неравномерно. В периферийных городских районах технологии умного города до сих пор отсутствуют. К тому же сами города используют далеко не все сценарии применения умных технологий.
Чтобы внедрять больше сценариев, управляющим городов необходимо руководствоваться принципами, которые помогли Барселоне, Сингапуру, Сан-Франциско и другим быть на передовой развития умного города. Вот на какие семь принципов они опираются.
1. Комплексное развитие
Успешные умные города обычно применяют целостный подход к внедрению технологий. Делается это через внедрение новых и уже существующих приложений и сервисов в общую инфраструктуру системы управления умным городом, что позволяет наблюдать за общей картиной. То есть при комплексном подходе к развитию умного города акцент делается на разработке общей IT-инфраструктуры, в которую далее можно интегрировать узконаправленные сервисы и приложения. Противоположный вариант подхода к построению умного города представляет собой сосредоточенность на создании сервисов для узких областей, например — контроль передвижения, расход энергии или государственное управление. Эти решения работают разрозненно и осложняют дальнейшую интеграцию в единую систему, где их данные можно использовать для дополнительных сценариев.
Примером комплексного подхода может служить Операционный центр, созданный в Рио-де-Жанейро в 2010 году. В этом центре отслеживается повседневная городская активность. Здесь объединены несколько государственных структур, которые управляют кризисными и критическими ситуациями. Операционный центр помог городу повысить эффективность управления транспортной инфраструктурой. Время реагирования на чрезвычайные ситуации было сокращено на 30% благодаря автоматическому определению дорожно-транспортных происшествий. Операционный центр также сыграл ключевую роль в борьбе с распространением лихорадки Денге. Основываясь на географическом анализе случаев заражения лихорадкой, городским властям удалось определить районы с наибольшим количеством заражений, что стало основой для внедрения превентивных мер.
2. Вовлечение жителей
Успешные «умные города» вовлекают в разработку умной инфраструктуры своих жителей. В таких городах создаются общественные IoT лаборатории, в которых жители могут предлагать, разрабатывать и тестировать приложения и сервисы для умного города в реальных условиях. Такие городские лаборатории разворачивают в районах, где уже существует базовая IoT инфраструктура, либо где нет каких-либо ограничений на внедрение новых технологий в небольшом масштабе.
Например, в Копенгагене разработчики могут отправить запрос на тестирование своих решений в лабораторию Street Lab. После одобрения заявки лаборатория предоставляет полную поддержку по внедрению разработки в существующую инфраструктуру. Копенгагенская Street Lab лаборатория также предоставляет разработчикам доступ к отзывам о внедренном решении. Отзывы оставляют жители города, которые пользуются этим решением, а также лидеры индустрии.
Успешные «умные города» также прислушиваются к голосам жителей. Специальные платформы помогают учитывать мнения относительно изменений в местной политике. Это выгоднее, чем проводить дорогостоящие голосования и исследования, которые помимо денег требуют вложения времени и человеческих ресурсов.
Подобная платформа функционирует в Сеуле. К марту 2017 года через платформу принято 4 404 предложения, 181 из которых легли в основу местной управленческой политики. 88,3% из всех предложений были выдвинуты жителями города, а 11,7% — муниципальными служащими. Через систему mVoting граждане принимали участие в решение различных вопросов: от наложения запрета на курение в определенных городских парках до распределения годового муниципального бюджета.
3. Согласованность с государственными инициативами
Успешные «умные города» стремятся связать свои инициативы с более крупными государственными или правительственными программами. Когда такие инициативы получают поддержку на государственном уровне, то их внедрение ускоряется благодаря политическому и законодательному сопровождению.
В 2014 году в Сингапуре в государственную программу «Умная Нация» включили инициативы умных городов для ускорения развития цифровой экономики, общества и правительства. Для реализации всей этой программы и включенных в нее городских инициатив был подключен Национальный исследовательский фонд, через который проводились испытания разработок, со-финансирование стартап-акселераторов и проведение реформы нормативного регулирования.
4. Долгосрочность
Программы «умных городов» будущего носят долгосрочный характер. Внедрение специфических решений для умного города не должно отвечать какой-то отдельной цели, а должны быть сосредоточены на реализации решений, отвечающих полноценному видению умного города.
Например, стратегия развития Умного города в Копенгагене включает в себя 5 основных направлений: здоровье, мобильность, энергия, умные граждане и умное обучение. Для каждого из направлений разрабатываются многочисленные проекты и решения, которые отвечают целям повышения качества жизни граждан и создания из Копенгагена первой в мире углеродно-нейтральной столицы к 2025 году.
5. Устойчивость как главный приоритет
Успешные «умные города» отдают предпочтение решениям, которые помогают городу в повышении экологической устойчивости. Исследования компании IoT Analytics показывают, что быстро развивающиеся технологии умного города оказывают прямое влияние на сокращение выбросов и улучшение качества жизни городских жителей. Наибольший эффект оказывают системы управления зарядными станциями электромобилей, системы общего пользования транспортом, мониторинг качества воздуха, автоматизированное уличное освещение и управление дорожным движением.
Такие города, как Барселона и Амстердам, инвестируют в расширение и управление инфраструктурой зарядных станций для городского парка электронных автобусов.
6. Государственно-частные партнерские программы
В большинстве своем инициативы по развитию умных городов получают финансирование из государственных и муниципальных бюджетов. Однако это сложный процесс, который сопровождается бюджетными ограничениями и доказательством рентабельности инвестиций. Для облегчения поиска финансирования этих инициатив, городские структуры прибегают к созданию государственно-частных партнерских программ. Такой подход помогает эффективно контролировать риски и затраты, связанные с реализацией проектов умного города. Это также значительно снижает зависимость от городского бюджета и изменений в составе муниципального управления, что обеспечивает долгосрочность проектов и открывает новые возможности для получения дополнительных инвестиций.
Например, в городе Ханчжоу в Китае успешно реализуется проект ГЧП, где сотрудничество организовано между правительством города, компанией Alibaba и 13 другими бизнес-предприятиям. Это серьезно способствует развитию умного Ханчжоу.
7. Открытые городские базы данных и платформы
Разработка открытых общегородских баз данных и платформ тоже является приоритетным и принципиальным направлением для развития умных городов будущего. Открытие бесплатного доступа к этим базам данных демонстрирует улучшение процесса предоставления городских услуг и государственных операций благодаря участию граждан и созданию новых бизнес-моделей, основанных на данных. Доступ к этим базам также стимулирует развитие инноваций.
Например, в Сеуле создана открытая платформа Open Data Plaza, которая позволяет сторонним разработчикам и исследователям получать доступ к городским наборам данных. Точно так же Копенгаген создал Open Data DK — онлайн-портал, на котором можно свободно получить доступ к ключевым данным о городе.
Государственные программы развития Казахстана тоже включают в себя некоторые из этих принципов, а компания Beeline предоставляет множество инструментов для внедрения умных технологий в городскую инфраструктуру. Познакомиться с ними можно на официальном сайте.