January 28, 2021

«Умный» дом: что его формирует и как он управляется

«Умные» дома вышли далеко за рамки отдельных квартир и частных построек. Это продуманные системы, которые встраиваются в многоквартирные дома, коттеджные поселки, бизнес-центры и другие коммерческие здания как на этапе строительства, так и после их сдачи в эксплуатацию. Они управляются через единую платформу и имеют функции автоматизации. Устройства, которые создают эту систему относятся к категории интернета вещей. Это различные подключенные к сети датчики, передающие собираемые данные по стандарту NB-IoT, развитием которого в Казахстане занимается Beeline. Но помимо обеспечения связи, в Beeline предлагают и готовые решения для «умных» домов. Рассказываем, что эти решения из себя представляют и для кого необходимы.

Сами датчики далеко не новая технология. Это простые электронные устройства, которые обладаю либо функцией незамедлительного предупреждения о совершившемся событии, либо предназначены для сбора и передачи количественных данных. Например, датчики утечки воды при соприкосновении с жидкостью сигнализируют об утечке. Сигнал с датчиков передается на небольшое устройство, которое внешне напоминает модем. К такому модему можно подключить до шести датчиков, два из которых сигнальные (передают сигнал при срабатывании триггера, как в случае с водой), а остальные — счетные. Например, счетчики воды, электричества или тепловые счетчики. Последние устанавливаются в отопительную систему и с их помощью муниципальные службы могут вводить для абонентов дифференцированные тарифы.

Далее информация со счетчиков передается по NB-IoT сети и в читаемом виде отображается на единой платформе. Она является доступом к информации со всех счетчиков и датчиков, которые находятся в пользовании у клиента. Здесь можно найти информацию о срабатываниях, их количестве и времени, показаниях счетчиков, статистику и графики.

Доступ к платформе можно регулировать назначением только выбранных прав для пользователей. Например, для инженеров-монтажников платформа сможет показывать информацию о появлении устройств в системе и говорить об успешном подключении, а финансовые специалисты могут видеть данные о счетах и расходах.

В полной мере этот инструмент может использоваться строительными компаниями, субъектами естественных монополий (газовые и тепловые сети, городской водоканал и другие), монтажными организациями, которые предоставляют услуги по подключению «умного» дома, акиматами и даже новоявленными объединениями собственников жилья (ОСИ). Каждое из этих учреждений может использовать систему не только для наблюдения, но и для реагирования. Например, при появлении в системе уведомления об обнаружении утечки воды, информация может автоматически передаваться специалистам по ремонту, для которых появится задача проверить и устранить течь. Данные из платформы по API можно передавать во внутренние системы абонентов, что не создаст дискомфорта сотрудникам из-за необходимости пользоваться очередным сервисом. Уведомления можно отправлять даже в отдельные telegram-боты или каналы.

Следующим этапом развития является автоматизация. Здесь в какой-то степени сокращается роль человека в работе системы. Возвращаясь к той же уточке воды, автоматизировать можно перекрытие источника водоснабжения в помещении, в котором датчик обнаружил утечку. Для этих целей в систему подачи воды встраивается клапан, который тоже работает по стандарту NB-IoT. Если на платформу придет уведомление о срабатывании датчика утечки, то платформа самостоятельно даст сигнал клапану перекрыть подачу воды.

Сейчас Beeline предлагает полностью рабочее и законченное решение для создания «умного» дома и мониторинга его показателей. Пишите на почту beeline_business@beeline.kz, чтобы задать все интересующие вопросы и узнать о применимости решения именно для вашего бизнеса.