Постсобытийный лонгрид. Эфир с Алсу Усмановой и Михаилом Гладких, экспертами Beeline Business
Популярность RPA стремительно растет – все больше компаний делают выбор в пользу этого инструмента с целью оптимизации своей деятельности и повышения ее эффективности. О том, как работает эта технология и какие выгоды она дает бизнесу, рассказывают эксперты Beeline Business Алсу Усманова и Михаил Гладких.
М: RPA – это аббревиатура, которая расшифровывается как robotic process automation, или программная роботизация процессов. Другими словами, речь идет о программе, которая имитирует поведение пользователя на рабочем столе – все, что делает человек на рабочем компьютере, может выполняться с помощью роботов. Это могут быть любые рутинные повторяющиеся операции, связанные с подготовкой отчетов, например работа в 1C. Сюда же можно отнести работу с каким-либо сайтами, обработку и формирование лидов.
BF: Для каких задач не подходит RPA?
М: Любая задача, которая выполняется не на компьютере, не подходит для роботизации. Другими словами, робот не может работать с теми данными, к которым у него нет доступа.
А: Робот также не может взять на себя творческие задачи и применить креативное мышление. К тому же он не умеет принимать решения в нестандартных ситуациях.
BF: Можно ли сказать, что робот может полностью заменить собой сотрудника?
А: Робот – это набор алгоритмов, созданных человеком. Как раз мониторинг этих алгоритмов перекладывается на человека. Поэтому в данном случае робота следует воспринимать не как замену, а как помощника – роботы делают работу не за нас, а для нас.
BF: Правильно ли я понимаю, роботу можно отдать что-то рутинное, повторяющееся и не требующее вмешательства. Например, если речь идет об отчете и сборе данных, тогда можно отдать роботу? Если отчет подразумевает сбор, формирование данных и прогноз, то с этим робот уже не справится?
М: В данном случае можно говорить о коллаборациях и рассматривать робота как помощника при выполнении отдельных задач – делить объем работ между человеком и роботом. Другими словами, можно перекладывать на робота монотонные повторяющиеся задачи, которые ему подвластны, а прогнозы и прочие операции, требующие творческого подхода или размышлений, брать на себя.
BF: Какие рабочие процессы лучше не доверять роботу? С чем может справиться исключительно человек?
М: Это уже упоминалось. Здесь стоит говорить о процессах, которые требуют размышления, поскольку роботы не умеют додумывать.
А: Сюда же можно отнести работу с конфиденциальными данными, а также процессы, связанные с общением и обслуживанием клиентов. При этом во все эти процессы можно встроить робота с целью контроля и для упрощения задачи.
BF: Может ли робот выходить за рамки алгоритмов и самообучаться?
М: У технологии RPA есть огромное преимущество – робот может интегрироваться и работать с любыми системами, которые у нас существуют. Например, можно говорить о коллаборации робота и искусственного интеллекта. В данном случае на стороне робота будет выполнение какого-либо алгоритма, на стороне искусственного интеллекта – обучение робота или оптимизация его работы.
BF: Можно ли создать коллаборацию RPA и искусственного интеллекта, например с сервисом ChatGPT?
М: Да, есть такая возможность. Например, у нас есть какой-то большой объем данных – текст, который состоит из 50-100 страниц. На робота можно переложить обработку этого текста, а затем подключить ChatGPT для выведения аналитики этого текста или каких-либо трендов.
BF: Ваш прогноз на ближайшие 5 лет – какие профессии могут исчезнуть в результате внедрения технологии RPA?
М: В первую очередь речь идет о профессиях, завязанных на рутинных операциях, например о помощнике бухгалтера, который занимается сверкой документов. При этом стоит сказать о том, что будут появляться новые специальности (инженеры RPA, аналитики RPA), необходимые для регулирования работы RPA, например, если понадобится написать техническое задание для робота или для того же ChatGPT.
BF: Сколько человек может заменить один робот?
М: На данный момент робот не может полностью заменить человека, мы уже об этом говорили – робот выполняет роль помощника. Можно говорить о том, что внедрение технологии RPA может сэкономить ресурс руководителя на найм от 4 от 8 сотрудников.
А: Расскажу на примере одного из наших клиентов. Они в течение 1,5 лет внедряли роботизацию, причем изначально они взяли самые масштабные процессы, которые экономят большее количество часов. За этот период их бизнес вырос в 1,5 раза, появилось около 20 новых точек, при этом благодаря роботизации им не пришлось увеличивать штат бухгалтерии. Другими словами, компания разрослась без необходимости увеличения штата сотрудников только за счет роботизации процессов. В качестве примера могу привести и Beeline Business – у нас автоматизировано более 500 процессов.
BF: В чем преимущество RPA перед многими другими способами автоматизации бизнес-процессов?
М: У технологии RPA очень гибкие настройки – она может взаимодействовать с любой системой, причем внедрить ее можно за короткое время.
BF: Нужно ли для внедрения RPA нанимать штат сотрудников? Или можно обратиться в Beeline Business для управления этим процессом?
А: Можно пойти двумя путями. В первом случае речь идет о самостоятельной интеграции, что несет с собой много сложностей, не говоря уже о том, что весь процесс займет в разы больше времени, чем если бы вы обратились к нам для внедрения RPA. В то же время у нас работает команда экспертов, которая помогает анализировать состояние дел в любом бизнесе для дальнейшей разработки стратегии и выведения бизнеса в топ. Учитываются при этом и критичные моменты, которые большего всего волнуют руководителя бизнеса.
Мы также предоставляем возможность на деле проверить эффективность RPA и продемонстрировать их своим сотрудникам – помогают в этом наши коробочные решения Robbe Box. В них роботизированы самые популярные запросы– это большинство бухгалтерских процессов. В топе по востребованности у нас находится программа по поиску тендеров на площадках. Одно из самых интересных наших предложений – программа, связанная с поиском благонадежных контрагентов. Еще один популярный запрос – программа, помогающая напомнить посредством всех возможных средств связи о наличии задолженности своим клиентам.
М: Здесь стоит также упомянуть о голосовых роботах, или технологии IVR. Благодаря данному сервису человек далекий от программирования сможет настроить свой алгоритм, например звонок на прием заявок.
BF: Какие выгоды для любого бизнеса несет использование технологии RPA?
М: Использование роботов помогает сэкономить и сберечь бюджет компании. Внедрение такой технологии также помогает повысить конкурентоспособность бизнеса. Здесь можно говорить и о возможности повышения лояльности клиентов. С помощью роботов можно разгрузить сотрудников своей компании и тем самым улучшить их отношение к своему месту работы. На роботов также можно переложить некоторые процессы, связанные с продвижением бизнеса в социальных сетях.
Полное интервью с нашими экспертами можно прослушать по этой ссылке https://spotifyanchor-web.app.link/e/H8LxU6ntQzb