Как работникам ЖКХ влюбить в себя своих абонентов
У муниципальных служб со своими потребителями особые отношения. ЖКХ сектор очень недоволен тем, что за услуги, которые он предоставляет очень часто не платят, а потребители недовольны суммами в счетах, которые получают. Корень проблемы в очевидных вещах: ЖКХ передали контроль учета расходуемых ресурсов в руки самих потребителей, а потребители не особо внимательны в этом вопросе. Другими словами, объективными показания счетчиков газа, электричества и воды назвать сложно. Помимо этого, имеются факты незаконного подключения к распределительным узлам, сами счетчики устарели и неисправны, а также имеются и технические потери ресурсов. По данным исследований это приводит к тому, что ЖКХ в стране теряет до 40% электроэнергии, до 50% воды и до 60% газа. Совокупность этих факторов можно обойти с помощью технологий. «Интернет вещей» в этом вопросе меняет ситуацию в корне. И вот как это работает.
Smart Metering — контроль и учет энергоресурсов
Smart Metering это «умные» системы учета ресурсов. Начинается эта система со счетчиков, которые самостоятельно фиксируют показания и без участия человека передают их в единую базу данных ЖКХ. Работают такие счетчики на базе технологии NB-IoT. Счетчики либо сразу оборудуются модулем передачи данных, либо могут быть модернизированы установкой отдельных. Подключение к интернету осуществляется через встроенную SIM-карту. Энергию такие модули практически не потребляют, поэтому небольшой батарейки достаточно на 10 лет работы. Постоянное подключение к интернету позволяет снимать показания вплоть до каждого часа, что гарантирует прозрачность получаемых данных.
Далее данные через сотовые сети поступают в Центр обработки данных или ЦОД. Такие ЦОДы находятся на стороне сотовых операторов. Для ЖКХ это является преимуществом, потому что нет необходимости создавать собственную дорогостоящую инфраструктуру и контролировать ее работоспособность. На стороне сотового оператора находится и облачное решение, которое отображает собираемые данные и передает их в пользовательское приложение, к которому имеют доступ сотрудники ЖКХ. В этом приложении помимо полученных данных есть и аналитические разделы, которые помогают определить утечки, незаконные подключения, динамику расхода ресурсов и другие показатели. Анализ помогает эффективнее распределять ресурсы и экономить их.
Еще одно преимущество такого подхода — интеграция с системами сбытовых компаний. То есть данные не просто хранятся в общем числе и отражают полную картину распределенных ресурсов, но и могут быть привязаны к каждому отдельному абоненту. Это помогает выставлять точные счета и контролировать поступление средств за оказанные услуги.
Smart Metering в Казахстане
Такие системы уже используются в Казахстане. В формате коммерческого применения NB-IoT работает в ЖКХ города Шымкент. Система развернута на базе LTE частот Beeline. Данные со счетчиков передаются через базовые станции Beeline в ЦОД, обрабатываются и отображаются в визуальном формате.
Именно такой подход позволяет ЖКХ вернуть к себе доверие абонентов и нивелировать возникновение взаимных претензий. Абоненты получают абсолютно прозрачные данные по своим расходам, могут экономить время на сборе показаний и оплачивать услуги без мыслей о том, что платят больше, чем нужно. А для ЖКХ это гарантирует снижение финансовых и технических потерь и исключение хищений. Более того, на основе получаемых данных муниципальные службы могут расширять тарифные предложения, которые также будут выгодны для абонентов. Направление Beeline Business уже готово к развертыванию NB-IoT систем по всему Казахстану.