Эфир с Хакимжаном Куватовым, руководителем отдела развития Big Data бизнеса и открытой экосистемы
Цифровизация общества создает почву для появления множества эффективных инструментов, предназначенных для ускорения и улучшения многих важных процессов – относится к ним и видеоаналитика. Сегодня с помощью видеоаналитики можно фиксировать изменения в поведении сотрудников, устанавливать нарушения трудового режима и решать много других важных задач, необходимых для поддержания безопасности на любом производстве. О возможностях и перспективах видеоаналитики рассказывает руководитель отдела развития Big Data бизнеса и открытой экосистемы Хакимжан Куватов.
BF: Что такое видеоаналитика и для чего она нужна?
Х: Видеоаналитика – это современная технология, базирующаяся на принципе «компьютерного зрения». Она позволяет использовать камеры для получения аналитических данных в автоматическом режиме. Такие системы успешно используются для обнаружения, слежения, распознавания и прогнозирования объектов и их действий. Если говорить про всю IT-индустрию и цифровизацию общества, то видеоаналитика нужна для того, чтобы упростить жизнь человека и улучшить работу бизнеса.
BF: Что выигрывает любая компания при внедрении видеоаналитики?
Х: В первую очередь речь идет о решении ежедневных бизнес-задач, которые можно автоматизировать. Особенно это важно крупным индустриальным компаниям, причем касается это чаще всего организации безопасных условий труда сотрудников. При наличии автоматизированной системы обеспечивать безопасность на производстве проще в масштабе. Промышленная видеоаналитика помогает лучше отслеживать те места, где возможны нарушения и несоблюдения техники безопасности. Впоследствии полученные данные можно использовать для анализа трудовой дисциплины и проведения обучения сотрудников, чтобы предупреждать различные инциденты на производстве.
BF: Может ли видеоаналитика проинформировать о возникновении потенциально опасной ситуации?
Х: Да, конечно. Видеоаналитику можно настроить таким образом, чтобы получать уведомления о возникновении такой ситуации в моменте. Причем настраиваются и интегрируются такие уведомления довольно быстро, а реализуются через мессенджеры, звонки или СМС.
BF: Можно ли такую систему внедрять в уже существующую?
Х: Чаще всего видеоаналитику можно разворачивать на основе уже имеющейся инфраструктуры. В очень редких случаях приходится менять камеры и серверы на более мощные.
BF: А проекты под ключ вы реализуете?
Х: Да, конечно, мы предлагаем такую услугу – у нас есть клиенты, которые приходили к нам и получали полное сопровождение от А до Я.
BF: Нужна ли модернизация связи предприятию, в котором внедряется видеоаналитика?
Х: Мы часто сталкиваемся с тем, что предприятия, у которых есть удаленные точки в регионах, не всегда имеют хорошее покрытие и качество связи. В таких случаях мы сначала настраиваем связь, которая становится основой для запуска видеоаналитики.
BF: Можно ли внедрять видеоаналитику частному бизнесу?
Х: Такая возможность есть, уже сейчас ее используют во многих домах – устанавливают камеры видеонаблюдения, которые нужны для контроля ситуации в подъезде и отслеживания уровня безопасности, в том числе тех, кто заходит и выходит. В таких случаях можно использовать модели видеоаналитики, распознающие целевые действия. Хотя на данный момент особым спросом в частном сегменте видеоаналитика не пользуется с точки зрения экономической нецелесообразности и может рассматриваться только на перспективу, когда услуга станет дешевле.
BF: Отличаются ли системы видеоаналитики, используемые в разных областях, или есть какие-то стандартные пакетные решения?
Х: У нас есть несколько основных отраслей, с которыми мы работаем. Это крупные индустриальные предприятия, например горноперерабатывающие комбинаты и производства, сельское хозяйство и ритейл. К каждой из них применяется свой подход. В ритейле чаще всего используются уже готовые коробки, причем чаще всего речь идет об учете количества посетителей. Для еще более крупных игроков рынка, например нефтеперерабатывающей отрасли, разрабатываются индивидуальные модели видеоаналитики.
BF: Как обеспечивается безопасность данных при использовании видеоаналитики?
Х: Мы применяем стандартные для отрасли подходы, в которых данные остаются в периметре самого заказчика, а наши модели обрабатывают данные и предоставляют информацию в виде каких-либо вычислительных показателей, например частоты, времени и т.п.
BF: А вот если при внедрении услуги что-то упустили, как происходит доработка видеоаналитики?
Х: Ситуация, когда требуются доработки, является нормальной. И происходит это потому, что рынок меняется, и бизнес не стоит на месте, что диктует потребность в изменении подхода и, как следствие, функционала. Здесь услуга подстраивается под потребности бизнеса. В нашей компании решением этого вопроса занимается специальная локальная команда, а это достаточно большой штат специалистов. Стоит также упомянуть и наш IT-блок – это 700 человек с отделом 100+, который занимается аналитикой и разработкой Big Data-решений. В этом состоит одно из наших основных преимуществ как поставщиков такой услуги.
BF: Есть ли уже возможность внедрения искусственного интеллекта в видеоаналитику?
Х: В случае с видеоаналитикой речь идет об использовании понятных и базовых решений для различных задач бизнеса, т.е. об использовании моделей видеоаналитики, построенных на понятных языках программирования и принятых методах статистики. Поэтому говорить о необходимости внедрения искусственного интеллекта в видеоаналитику пока не приходится.
BF: Насколько актуальна видеоаналитика для малого бизнеса?
Х: В редких случаях можно внедрять коробочные решения, однако чаще всего видеоаналитика является инструментом для достаточно крупных предприятий, где предполагается масштаб, в том числе использование большого количества камер, а не одной или двух, в случае если компания небольшая.